Петр Анатольевич Фалилеев
Ипотека морских судов
От автора
Рыночные реформы России требуют радикальных изменений в гражданском законодательстве. Среди важных правовых институтов залог занимает особое место. По мере развития рыночных отношений российский законодатель совершенствует правовую основу залога. В настоящее время общее правовое регулирование залога осуществляется Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О залоге».
В
книге правовое регулирование ипотеки
морских судов рассматривается на основе
анализа законодательства государств
континентальной системы права, в том числе
и России, Скандинавских стран, стран
англосаксонской системы
права, и международных конвенций.
Материалы,
изложенные в книге, во многом ориентированы
на создание современного правового
регулирования ипотеки
морских судов по российскому
законодательству.
Ныне
действующий Кодекс торгового мореплавания (КТМ),
принятый еще в 1968 году, не содержит норм,
относящихся к ипотеке морских судов, что
является серьезным препятствием для
развития рыночных отношений в области
торгового мореплавания. Нормы ГК
РФ и Закона РФ «О залоге» не могут заполнить
пробелы законодательства.
Российский
торговый флот сейчас находится в сложном
положении. Средний возраст судов, плавающих
под флагом России, значительно превосходит
аналогичный в мировой практике. Средств не
хватает не только на приобретение новых
судов, но и на техническое поддержание
старых, что наглядно показано в
Пояснительной записке к Программе
возрождения торгового флота России[1].
Реализация предусмотренных
в этой программе мероприятий потребует
значительных инвестиций. В ближайшие годы
потребность морского транспорта в займах
определяется миллиардами долларов США.
Мировой
опыт также свидетельствует о том, что
значительная часть торгового флота
приобретается на заемные средства[2].
Экономическая ситуация, сложившаяся в
сфере банковской деятельности России,
такова, что российские коммерческие банки с
их огромными процентными ставками не могут
обеспечить потребности
российских судовладельцев в денежных
займах. Можно было бы использовать
иностранные кредитные учреждения, но
российским судовладельцам получить займы у
них очень трудно. Наряду с социально-политическими
причинами такой ситуации существуют и
чисто правовые, заключающиеся в слабости
правового регулирования, в
частности правового института ипотеки
морских судов. Иностранные кредитные
учреждения связывают предоставление
займов с получением надлежащего правового
обеспечения.
Среди
способов такого обеспечения значительную
роль играет ипотека морских судов.
Приемлемость судна в качестве предмета
ипотеки определяется многими факторами.
Среди них не последнюю роль играет
соответствующее законодательство той
страны, в реестре которой зарегистрировано
обремененное судно. В зависимости от того,
насколько такое законодательство
сбалансировано, насколько эффективно
защищает интересы кредитора, и решается
вопрос о предоставлении кредита под
ипотеку морского судна. Не случайно подавляющее
количество кредитов было получено
российскими судовладельцами под ипотеку
судов, зарегистрированных не в России, а в
зарубежных странах, в офшорных зонах.
Использование такой схемы при
финансировании, безусловно, затрудняет
получение кредитов, увеличивает время для
их получения, повышает расходы.
Единственная
альтернатива - создать в Российской
Федерации благоприятный правовой режим
ипотеки морских судов, отвечающий
требованиям современного западного
законодательства.
Анализ
действующего российского законодательства
дает возможность выявить существенные
недостатки и неточности,
содержащиеся в его нормативной базе.
Настоятельной необходимостью же является
разработка предложений и формулировок по
совершенствованию законодательных актов в
области ипотеки морских судов. Этот процесс
возможен только на основе
сравнительного
правоведения, компаративного исследования
законодательства. Поэтому предпринятое
автором изучение правового регулирования
ипотеки морских судов в сравнительном
плане, а также унифицированных норм в
международных договорах продиктовано
реалиями, вызванными развитием рыночных
отношений.