Петр Анатольевич Фалилеев

Ипотека морских судов


 

От автора

 

Рыночные реформы России требуют радикальных изменений в гражданском законодательстве. Среди важных правовых институтов залог занимает особое место. По мере развития рыночных отношений российский законодатель совершенствует правовую основу залога. В настоящее время общее правовое регулирование залога осуществляется Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О залоге».

В книге правовое регулирование ипотеки морских судов рассматривается на основе анализа законодательства государств континентальной системы права, в том числе и России, Скандинавских стран, стран англосаксонской системы права, и международных конвенций.

Материалы, изложенные в книге, во многом ориентированы на создание современного правового регулирования ипотеки морских судов по российскому законодательству.

Ныне действующий Кодекс торгового мореплавания (КТМ), принятый еще в 1968 году, не содержит норм, относящихся к ипотеке морских судов, что является серьезным препятствием для развития рыночных отношений в области торгового мореплавания. Нормы ГК РФ и Закона РФ «О залоге» не могут заполнить пробелы законодательства.

Российский торговый флот сейчас находится в сложном положении. Средний возраст судов, плавающих под флагом России, значительно превосходит аналогичный в мировой практике. Средств не хватает не только на приобретение новых судов, но и на техническое поддержание старых, что наглядно показано в Пояснительной записке к Программе возрождения торгового флота России[1]. Реализация предусмотренных в этой программе мероприятий потребует значительных инвестиций. В ближайшие годы потребность морского транспорта в займах определяется миллиардами долларов США.

Мировой опыт также свидетельствует о том, что значительная часть торгового флота приобретается на заемные средства[2]. Экономическая ситуация, сложившаяся в сфере банковской деятельности России, такова, что российские коммерческие банки с их огромными процентными ставками не могут обеспечить потребности российских судовладельцев в денежных займах. Можно было бы использовать иностранные кредитные учреждения, но российским судовладельцам получить займы у них очень трудно. Наряду с социально-политическими причинами такой ситуации существуют и чисто правовые, заключающиеся в слабости правового регулирования, в частности правового института ипотеки морских судов. Иностранные кредитные учреждения связывают предоставление займов с получением надлежащего правового обеспечения.

Среди способов такого обеспечения значительную роль играет ипотека морских судов. Приемлемость судна в качестве предмета ипотеки определяется многими факторами. Среди них не последнюю роль играет соответствующее законодательство той страны, в реестре которой зарегистрировано обремененное судно. В зависимости от того, насколько такое законодательство сбалансировано, насколько эффективно защищает интересы кредитора, и решается вопрос о предоставлении кредита под ипотеку морского судна. Не случайно подавляющее количество кредитов было получено российскими судовладельцами под ипотеку судов, зарегистрированных не в России, а в зарубежных странах, в офшорных зонах. Использование такой схемы при финансировании, безусловно, затрудняет получение кредитов, увеличивает время для их получения, повышает расходы.

Единственная альтернатива - создать в Российской Федерации благоприятный правовой режим ипотеки морских судов, отвечающий требованиям современного западного законодательства.

Анализ действующего российского законодательства дает возможность выявить существенные недостатки и неточности, содержащиеся в его нормативной базе. Настоятельной необходимостью же является разработка предложений и формулировок по совершенствованию законодательных актов в области ипотеки морских судов. Этот процесс возможен только на основе сравнительного правоведения, компаративного исследования законодательства. Поэтому предпринятое автором изучение правового регулирования ипотеки морских судов в сравнительном плане, а также унифицированных норм в международных договорах продиктовано реалиями, вызванными развитием рыночных отношений.




[1] См. Водный транспорт. - 15 сент. — 1993.

[2] См. подробнее International Ship Finance. — Lloyd's of London Press Ltd., 1993; а также Stokes P. Ship Finance. — Lloyd's of London Press Ltd., 1992.